Пятница, 29.11.2024, 12:29

Приветствую Вас Гость

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Аниме друзья
Главная » Статьи » Аниме-справочная » Аниме ликбез

История аниме 1980-1985
Новое поколение зрителей

Начало 1980-х годов в истории аниме ознаменовалось событием чрезвычайной важности. Сериал "Мобильный воин Гандам" оказал совершенно особое влияние на аудиторию - из существовавших до этого в Японии клубов подростков - любителей научной фантастики стали понемногу выделяться клубы подростков - фанов научно-фантастического аниме. Так начали появляться аниме-отаку (в Японии "отаку" называют фанов вообще, а за пределами Японии - фанов аниме и манги). Значение этого события трудно переоценить. Подростки, родившиеся в 1960-х, всю свою жизнь смотрели аниме по телевизору и в кино. Оно формировало их мышление, давало ориентиры для подражания. Пройдя с аниме все детство, подростки-зрители хотели нового аниме, более серьезного, в большей степени отвечающего их "взрослым" интересам. Конечно, это не значит, что серьезного аниме до начала 1980-х не было. Но лишь в эти годы возникла большая рыночная ниша подросткового аниме, куда потекли капиталовложения фирм-спонсоров. И молодые аниматоры поколения Мамору Осии, всерьез рассматривающие аниме как средство художественного самовыражения, и умудренные профессионалы поколения Хаяо Миядзаки, уставшие рисовать "детские" сериалы, пошли по следам спонсорских денег. Они создали новую индустрию, сделавшую аниме фактом не только японской, но и мировой культурной жизни. Одновременно с этим начал развиваться и фановый, полулегальный рынок. На нем продавалось как разного рода самостоятельное творчество фанов аниме (манга, модели, костюмы), так и пиратские записи аниме с ТВ, нелегальные копии и т. д. В дальнейшем некоторые активные участники этого рынка становились серьезными коммерческими творцами и коммерсантами. В частности, здесь можно назвать группу мангак "КЛАМП" (CLAMP) и аниме-студию "ГАЙНАКС" (GAINAX). Широкое развитие получили также фановые и коммерческие журналы об аниме и манге.

"Космические оперы" и немного музыки


Начало 1980-х - это все еще господство космического жанра научной фантастики. На волне популярности сериала "Гандам" выходит еще несколько аналогичных сериалов, в том числе и продолжения самого "Гандам". Также появляются цветные версии классических сериалов "Железный человек номер 28" (1980) и "Могучий Атом" (1980). Продолжают выходить фильмы и сериалы - экранизации произведений Лэйдзи Мацумото, среди которых важное место занимает полнометражное аниме "Аркадия моей юности" (1982) - предыстория приключений капитана Харлока, очень популярная среди японских фанов, в том числе и потому, что несла на себе явный отпечаток антиамериканских настроений Мацумото. Среди новых космических "меха-сэнтай"-сериалов можно назвать "Космический император-бог Сигма" (1980), "Космический воин Балдиос" (1981), "Повелитель Ста Зверей Голион" (1982), "Механизированный батальон Дайраггер XV" (1982) и некоторые другие. В 1982 году на экраны выходит сериал "Великая космическая крепость Макросс" (1982-1983), созданный Нобору Исигуро и Ёсимасой Ониси на студиях Студио Ню и Артлэнд при поддержке студии Тацуноко. Изначально он задумывался как пародия, созданная молодыми художниками и дизайнерами, чтобы поиздеваться над клише "космических опер". Однако оказалось, что он сам стал самой популярной "космической оперой" в истории аниме. "Макросс" внес ряд изменений в вышеупомянутые клише. Во-первых, его главный герой Хикару Итидзё был отнюдь не лучшим пилотом и вообще не слишком "крутым" воякой. Во-вторых, самым главным оружием против инопланетных захватчиков оказалось не военное превосходство, а культурное наследие. Огромные и могучие инопланетяне побеждались песнями в исполнении главной героини - Линн Минмэй, популярной певицы и подружки главного героя. При этом к концу сериала Хикару осознавал, что избранница его сердца - отнюдь не Минмэй, а потомственная военная и его прямой начальник - майор Миса Хаясэ. Введение в сериал такого персонажа, как Минмэй, диктовалось новой ситуацией в японской поп-музыке. Она постепенно выходила из послевоенного творческого кризиса и становилась популярной среди молодежи (которая раньше предпочитала американскую музыку). Во многом это происходило благодаря внедрению в японскую поп-музыку концепции "идолов" - юных (зачастую несовершеннолетних) исполнителей, которых продюсеры находили с помощью специальных конкурсов, подписывали с ними кабальные контракты и контролировали каждую секунду их жизни. Основой привлекательности "идолов" для молодежи было не столько их вокальное мастерство, сколько красота и возможность подпевать им в только что появившихся караоке-барах. Ведь для подпевания совершенно необходимо, чтобы песня была написана на родном языке подпевающего, и американская музыка для этого не подходила. Вышедший в 1984 году полнометражный аниме-фильм "Великая космическая крепость Макросс: Помнишь ли нашу любовь?" закрепил жанровый успех сериала. Заглавная песня "Ай Обоэтэ Имасу Ка" в исполнении Мари Идзимы (озвучивавшей в сериале и фильме Минмэй) заняла призовые места в японских хит-парадах. К аниме-музыке стали относиться серьезно. Другой значительный "космический" полнометражный аниме-фильм, сделанный в этом время, - "Жар-птица 2772: Космозона Любви" (1980), последняя работа Тэдзуки в коммерческой анимации на студии Тэдзука Продакшнз, созданной им после банкротства в середине 1970-х студии Муси. Этот фильм, несмотря на морально устаревшее графическое решение, оказал значительное влияние на аниме-профессионалов. Также он ознаменовал собой другое важное явление - возрастание популярности полнометражного аниме, сделанного не на основе телесериалов (этот фильм был создан по мотивам манги Тэдзуки "Жар-птица", но не являлся экранизацией и представлял собой самостоятельное авторское развитие ее сюжета).

Развитие фантастической комедии


Одним из первых экспериментов в жанре "фантастической комедии" стал сериал студии "Тоэй Дога" по мотивам манги Акиры Ториямы "Доктор Сламп" (1981-1986). Характерные персонажи "героического" аниме, сумасшедший ученый Сламп и его творение - девочка-робот Арале, не спасали мир, а творили всякие смешные глупости, с трудом из них выпутываясь. Второй эксперимент в этом жанре был куда более популярен и определил сюжетные линии комедийных и романтических аниме на много лет вперед. Речь идет о первой экранизации манги Румико Такахаси "Несносные пришельцы" (1981-1986). Это телесериал, созданный на студии Китти Филмс молодым режиссером Мамору Осии, пришедшим в мир аниме из мира кино. Такое сочетание тонкого лиризма, безудержного юмора и сатиры, фантастических и реалистичных персонажей, любовных интриг и невероятных приключений, наверно, не будет воспроизведено уже никогда. Особенное влияние на дальнейшее развитие аниме оказали характеры персонажей этого сериала. Скажем, неадекватный, сексуально озабоченный циник Атару, в критических ситуациях проявляющий себя с лучшей стороны, или влюбившаяся в него принцесса-инопланетянка Лам, являвшая сочетание неприкрытого садизма, идеальной жены и бесконечного коварства. Впоследствии такие нестандартные характеры стали обычны для подросткового аниме, но в те времена они были сенсацией. Основой сюжета этого сериала был любовный треугольник Атару, Лам и Синобу - старой знакомой Атару, ревнующей его к принцессе-инопланетянке. Выбор, который Атару делает в пользу Лам, стал традиционным для этого поколения сёдзё-аниме - парень выбирает девушку необычную и загадочную, а не подругу детства.

Новый формат - видеоаниме


В 1983 году произошло событие, сыгравшее принципиальную роль в истории аниме. Мамору Осии на студии Студио Пьерро выпустил первое в истории Японии аниме, изначально предназначенное для продажи на видео - "Даллас: Приказ уничтожить Даллас". С этого момента в японской анимации появилась новая степень свободы. Теперь можно было создавать аниме, сочетающее в себе достоинства полнометражного фильма (качество анимации и четкое единство сюжетной линии) и сериала (размер, многосерийность). Видеоаниме было рассчитано на аудиторию зрителей, имеющих достаточные средства для покупки интересных им кассет. Естественно, такими зрителями в первую очередь стали фаны-отаку. Новый вид анимации получил название OAV или OVA ("Original Animation Video" - анимация для продажи на видео). OAV представляли собой либо большие фильмы, либо небольшие видеосериалы, каждая серия которых продавалась отдельно. Уже 1984 год подарил такой шедевр видеоанимации, как мистико-фантастический "Рождение", более известный как "Мир Талисмана", а в 1985 году такие видеосериалы, как комедийно-фантастический "Грязная парочка", комедийный сериал о приключениях огромного кота "Что с Майклом?", а также первую из видеоэкранизаций произведений Румико Такахаси блестящий фантастико-мистический "Сквозь огонь" и классику аниме-мистики - "Д - охотник на вампиров" по мотивам романа Хидэюки Кикути, фильм созданный режиссером и дизайнером Ёсиаки Кавадзири. Особо следует выделить культовый OAV режиссера Мамору Осии и художника Ёситаки Амано "Яйцо ангела" (1984). Кроме того, следует отметить первый киберпанк-OAV "Мегазона 23" (1985) режиссера Нобору Исигуро и молодой студии Анимейшн Интернэшнл Корпорэйшн (AIC). В нем впервые были использованы многие ставшие впоследствии каноническими киберпанк-мотивы - рок-исполнители-киборги; банды мотоциклистов; идея несоответствия виртуального мира, в котором живут персонажи, и реальной жизни; особая роль в таком мире специалистов по компьютерам - хакеров. Разумеется, основное влияние на эту эстетику оказал американский фантастический фильм режиссера Ридли Скотта "Бегущий по лезвию бритвы", надолго определивший киберпанк-традицию в кино и анимации всего мира. В последующие годы OAV достигли значительного расцвета и существенно продвинули развитие аниме. К сожалению, по ряду финансовых причин, с 1993 года наблюдается снижение производства OVA.

Полнометражная анимация


Фильм "Жар-птица 2772" Тэдзуки поднял интерес зрителей к полнометражным аниме на самостоятельные сюжеты. Нельзя не указать на три достаточно известных фильма этого времени - детский "Юнико" (1981), фантастический "Невероятные космические приключения Кобры" (1982) и исторический "Босоногий Гэн" (1983) - экранизация классической манги Кэйдзи Накадзавы о жизни японской семьи, пережившей бомбардировку Хиросимы. Также нельзя не указать на шедевр мрачной аниме-апокалиптики "Великая Война с Гэммой" (1983) режиссера Ринтаро и первое аниме с компьютерными спецэффектами - криминальный боевик "Голго 13" (1983) режиссера Осаму Дэдзаки. Однако подлинным событием в мире полнометражной анимации стал фильм Хаяо Миядзаки 1984 года по мотивам его же манги - "Наусика из Долины Ветров". Это поэтичная история принцессы маленького, но гордого горного народа, существованию которого угрожает не только война двух пограничных с ним империй, но и экологическая катастрофа в мире, пережившем много лет назад ужасную биологическую войну. "Наусика" причудливо сочетала любимый Миядзаки ретро-стиль дизайна костюмов и техники и невероятные фантастические ландшафты мутировавшей под действием биологического оружия природы. Сам мастер всегда был не очень высокого мнения об этом фильме, потому что для экранизации своей написанной в тот момент лишь на четверть манги он вынужден был придумать быструю и неудачную развязку. Это была первая независимая работа Миядзаки, к которой он привлек аниматоров студии Топкрафт, сделавших для этого несколько фильмов совместно с американской компанией Рэнкин-Басс. Из числа этих фильмов наиболее известны "Хоббит" (1978), экранизация повести Джона Рональда Толкиена, и "Последний Единорог" (1982), экранизация повести Питера Бигля. В дальнейшем эта команда составила костяк студии Гибли, которую через два года основали Миядзаки и Исао Такахата. В создании "Наусики" принял участие молодой аниматор Хидэаки Анно (впоследствии - культовый аниме- и кинорежиссер). Фаны с ночи занимали очереди за билетами, а в жизни Миядзаки начался период наиболее значительных художественных свершений. Новый стандарт качества полнометражного аниме тут же был использован в фильме Ринтаро "Божественный Меч" (1985) - более чем двухчасовой эпопеи о жизни молодого воина, несправедливо обвиненного в убийстве своей матери и путешествующего по всему миру, чтобы отомстить ее настоящим убийцам. В том же 1985 году режиссер Гисабуро Сугии снял фильм "Ночь в поезде по Млечному Пути" по мотивам манги Хироси Масумуры, в свою очередь, написанной по мотивам мистической книги популярнейшего японского писателя начала века Кэндзи Миядзавы. Это было поэтическое повествование о путешествии двух друзей по железной дороге, протянувшейся в небеса и ведущей человека путем испытаний души. В отличие от книги стилистическая особенность манги и фильма заключалось в том, что все персонажи были изображены в виде кошек. Такова художественная особенность всех творений Масумуры. Но это было еще только начало развития полнометражной анимации. Пик его пришелся на следующий период - вторую половину 1980-х годов.

Прочие достижения


Появление новых жанров и направлений аниме, однако, никогда не уничтожало жанры и направления, существовавшие ранее. Они продолжали развиваться и совершенствоваться. Ниппон Анимейшн делала экранизации детских книг и сказок. Выходили новые сериалы и фильмы мегасериала "Дораэмон", в 1981 году студия Тацуноко выпустила сериал "Суперкнига" - аниме-изложение библейских историй. Продолжали выходить "махо-сёдзё"-аниме. В 1980 году начинает выходить сериал студии Тоэй Дога "Юная волшебница Лалабель" (1980-1981). Это был первый сериал такого рода, создававшийся исходя из соображений продажи игрушек. Поэтому главная героиня и ее противники использовали в сражениях множество различных предметов, которые потом выпускались в продажу в комплекте игровых наборов. Сериал был весьма популярен, но после него Тоэй Дога до конца 1980-х аниме о "девочках-волшебницах" не делала. Эстафету подхватила Аси Продакшн и создала сериал "Принцесса-волшебница Минки Момо" (1982-1983). Значительным отличием от предыдущих аналогичных сериалов был необычный поворот сюжета в самом конце - главная героиня, принцесса волшебной Страны Грез, долго жившая на Земле, чтобы возвращать людям их утерянные мечты, попадает под машину, погибает... и возрождается в новой жизни уже человеком. До этого смерть (а тем более - смерть главной героини) в такого рода повествовании считалась совершенно невозможной. Даже противники только побеждались, но не уничтожались. Еще одним игроком на поле аниме про "девушек-волшебниц" объявила себя Студио Пьерро, выпустив сериал "Волшебный ангел Крими Мами" (1983-1984). Его принципиальное отличие заключалось в том, что главная героиня - Юу Морисава, получив от странного инопланетянина волшебную палочку и превращаясь с ее помощью из 10-тилетней девочки в 16-тилетнюю девушку, обнаружила, что это палочка, работая как микрофон, сделала ее (во взрослом облике) супер-звездой под псевдонимом Крими Мами. В результате Юу начинает жить двойной жизнью, одновременно переживая сложности отношений со своим одноклассником Тосё, фаном Крими Мами, но полностью игнорирующим саму Юу. Как уже отмечалось выше, сюжет с юной поп-звездой - это веяние времени, признак нового положения вещей в японском шоу-бизнесе. На аналогичной сюжетной завязке (маленькая неудачница с помощью волшебства на время становится взрослой и удачливой девушкой, а затем пытается совместить два пласта своего бытия в один) построены и два других сериала этого времени Студио Пьерро - "Волшебная фея Пелсия" (1984-1985) и "Волшебная Звезда - Колдунья Эми" (1985-1986). В 1984 году был создан провозвестник "жестоких фильмов" - сериал студии Тоэй Дога "Кулак Северной Звезды" о приключениях мастера боевых искусств в постапокалиптическом мире. Он был очень кровав и жесток, и сделанный по его мотивам полнометражный аниме-фильм до сих пор считается одним из самых кровавых аниме в истории. С 1985 года начал выходить популярнейший спортивный сериал о баскетболе - "Касание" (1985-1987). В целом, можно констатировать, что для подлинного расцвета аниме все было готово. Оставалось только немного подождать...


Категория: Аниме ликбез | Добавил: Tasele (15.07.2008)
Просмотров: 2706 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории каталога
Аниме ликбез [10]
Если ты только стал отаку
Для начинающих мангак [25]
как научится рисовать мангу
Программы (Софт для всех) [3]
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Друзья сайта